Учебная лаборатория Ц-2 представляет собой подразделение Дмитровского филиала со специализацией в области артиллерийской и ракетной техники. Профильной кафедрой лаборатории, осуществляющей методическое и научное руководство проводимым в лаборатории учебным процессом, является кафедра СМ-6 «Ракетные и импульсные системы». Основным ядром учебной лаборатории является демонстрационный зал, в котором сосредоточена специальная учебная материальная часть и макеты крупногабаритной артиллерийской и ракетной техники, размещение которой затруднено и нецелесообразно в условиях ограничений и дефицита учебных площадей в московских подразделениях университета. Кроме демонстрационного зала учебная лаборатория включает в себя учебные аудитории, административные и вспомогательные помещения и библиотеку.
-
Б. В. Орлов
Лаборатория как учебное подразделение начала формироваться в 1973 году практически сразу после окончания организационных и строительных работ в Дмитровском филиале, который тогда назывался учебно-экспериментальный центр (УЭЦ). Благодаря неутомимой энергии, воле и авторитету заведующего кафедрой М-6 (профильной кафедре учебной лаборатории Ц-2), заслуженному деятелю науки и техники, доктору технических наук, профессору Орлову В. Б. удалось отстоять право кафедры М-6 на использование половины крупного производственного корпуса для формирования в нем учебно-экспериментального подразделения кафедры, а позже и профинансировать организационные мероприятия и строительные работы. Воодушевленный энергией своего руководителя, коллектив кафедры с большим энтузиазмом подключался к реализации идей создания нового подразделения, которое существенно расширяло их возможности учебном и научном плане.
Придавая огромное значение качеству выпускаемых кафедрой М-6 специалистов в области разработки и проектирования военной техники, Орлов Б. В. не представлял себе инженерами студентов, тщательно не изучивших физические основы ее функционирования, а также компоновку специзделий в целом и конструкций отдельных их устройств и агрегатов — всего того, что на языке специалистов называется материальной частью. Поэтому, понимая всю важность базовых теоретическим знаний, получаемых студентами на лекциях, а также опыта решения прикладных задач по расчету и конструированию в домашних заданиях и курсовом проектировании, он настойчиво внедрял в учебный процесс лабораторные практикумы в учебных лабораториях не только на кафедре, но и в УЭЦ, причем последние длились иногда по целой неделе пребывания студентов в УЭЦ.
-
В. Г. Маликов
Позже прямое изучение материальной части военной техники, которую Орлов Б. В. справедливо считал лучшей в мире, стало дополняться расширением аспектов изучения этой техники в области износа и живучести, специальной оптики и прицелов, эргономики системы «расчет-орудие», а также экспериментальным методам изучения ее функционирования. Особенно эти тенденции усилились с приходом на кафедру М-6 замечательного ученого и военного специалиста, доктора технических наук, профессора Маликова В. Г., который в течение длительного времени (1977–1991 г.г.) был научным руководителем всего подразделения кафедры в УЭЦ, включавшего научный сектор и учебную лабораторию Ц-2.
Благодаря его авторитету и настойчивости учебная лаборатория пополнилась новыми образцами артиллерийской и ракетной техники самого различного назначения. Это позволило повысить качество и увеличить объем лабораторных практикумов, а также дало возможность проводить конструкторские и эксплуатационные практики со студентами кафедры М-6. Кроме того, к проведению лабораторных работ в составе своих учебных программ в смежных учебных дисциплинах стали проявлять интерес и другие кафедры факультета «Специальное машиностроение» и Военная кафедра (в настоящее время — Военно–учебный центр) МГТУ.
-
Гаубица «Д-30»
Огромное внимание руководства кафедры М-6 (сейчас — СМ-6) и ее подразделения в УЭЦ, в состав которого входит лаборатория Ц-2, уделялось экспериментальным исследованиям процессов функционирования военной техники на экспериментальных стендах подразделения. В учебном процессе базовыми экспериментальными работами, проводимыми несколько десятилетий со времени формирования лаборатории в 1970-х годах являлись:
1. Внутрибаллистические исследования по специальной программе, включающие измерения, обработку, интерпретацию и анализ полученных результатов, а также исследование влияния основных параметров на внутрибаллистические процессы.
2. Упругая реакция лафета, одна из самых сложных комплексных работ, проводимая на специальной лабораторной установке и включающая не только экспериментальный этап, но и достаточно трудоемкий подготовительный этап, а также высококвалифицированную обработку и интерпретацию результатов. Суммарно по объему отчетов эта работа «тянула» на небольшую НИР, а последующая ее защита у доктора технических наук, профессора Скоробогатского В. Н. могла отнимать у студентов несколько недель.
3. Напряженно-деформированное состояние (НДС) основных деталей артиллерийской техники — достаточно трудоемкая и объемная работа по числу измеряемых величин.
Позже в разное время к этим работам добавились экспериментальные работы в области динамики и прочности автоматического оружия, динамики работы патронной ленты с механизмом подачи артиллерийского автомата и избыточного давления на местах орудийного расчета.
Со временем менялся Университет, факультет и кафедра СМ-6, отметившая в 2019 году свое 80-летие. Разумеется, эти изменения коснулись и учебной лаборатории Ц-2, неразрывно связанной с ней организационными и методическими узами. Коллектив лаборатории, решая свои текущие административные и эксплуатационные проблемы, связанные с содержанием закрепленной за ней спецтехники и помещениями, во главу угла ставит максимальное использование своих технических возможностей в учебном процессе Дмитровского филиала, включая прямое участие в преподавании лабораторных практикумов, а также участие в обзорных экскурсиях и иных аналогичных мероприятиях.